Радиоэлектроника

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Помехоустойчивость радиотехнических систем»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Виды и характеристики помех радиосистемам. 4 4  

2

Моделирование помех с заданными корреляционными свойствами и электромагнитная совместимость радиоэлектронных устройств.

4   4
3 Общая характеристика методов защиты от помех. 4 4  
4 Взаимные помехи и электромагнитная совместимость. Электромагнитная обстановка. 4   4
5 Методы защиты от активных и пассивных помех. 4 4  
6 Расчет характеристик РЛС в условиях воздействия помех. 4   4
7 Пространственная и временная селекция сигналов как средство помехозащиты. 4 4  
8 Защита радиоприемников от перегрузок, цепи АРУ. Применение ограничителей, усилителей с нелинейными амплитудными характеристиками. 4   4
9 Частотная и фазовая селекция сигналов. Защита радиоприемных устройств от перегрузок. 4 4  
10 Методы компенсации помех. 4   4
11 Устройства подавления и компенсации помех. 4 4  
12 Устройства подавления и компенсации помех. 4   4
13 Адаптивная компенсация помех. Повышение помехозащиты за счет временного сжатия импульсов. 4 4  
14 Выбор зондирующего сигнала и способы его обработки. Обработка широкополосных сигналов. 4   4
15 Анализ и индикация помеховой обстановки. Выбор зондирующего сигнала и антенной системы РЛС. 4 4  
16 Способы защиты от помех, уводящих по дальности и скорости. Защита от ретрансляционных помех. 4   4
17 Влияние преднамеренных помех на тактические характеристики РЛС. Защита от уводящих, поляризационных и ретрансляционных помех. 4 4  
18 Защита от пассивных помех. 2   2

19

Итоговая аттестация. 2 2  

 

Итого: 72 38 34

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Современные средства телекоммуникаций и систем связи»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Исторические этапы развития радиосвязи. 4 4  

2

Современные системы связи.

Цифровое телевизионное вещание (ЦТВ). Стандарты (DVB – S, C, T, T2, R), кодирование. Системы модуляции. COFDM, параметры. Структура COFDM сигнала. Типы модуляций поднесущих. Векторные фазовые диаграммы. Структурная схема сети ЦТВ.Измерение параметров излучений по тракту/эфиру. Влияние среды распространения радиоволн на спектр ЦТВ. Коэффициенты ошибок BER, MER. Одночастотная сеть.
Цифровое радиовещание. Кодирование, структурная схема. Измерение параметров сигналов.
Мобильная связь. Стандарты. Транкинговая связь, системы сотовой связи (GSM-900/1800, CDMA-2000, UMTS). Технологии GPRS, EDGE. Организация каналов связи. Характеристики сигналов во временной и частотной областях. Модуляции в радиосетях мобильной связи. Интерфейсы каналов связи. Структура пакета передачи информации. Системная информация в канале физического радиоинтерфейса. Построение сети связи, структура сети GSM-900/1800. Измерение параметров излучений.
Спутниковая связь. Принципы спутниковой связи и ее общая характеристика. Виды спутниковых систем связи. Многостанционный доступ к ресурсам ретранслятора. Радиочастотные параметры спутникового канала связи. Измерение параметров сигналов. Влияние среды распространения радиоволн на спектр сигнала. Помехозащищенность спутниковой связи, источники помех в различных диапазонах частот спутниковой связи, методы борьбы с помехами.
Системы широкополосного радиодоступа. (Технологии WiFi, WiMax, DECT, LTE). Современное состояние и тенденции развития систем широкополосного радиодоступа. Стандарты беспроводных сетей радиодоступа и возможности их идентификации, диапазоны применяемых частот. Характеристики сигналов во временной и частотной областях. Модуляции в радиосетях широкополосного радиодоступа. Интерфейсы каналов связи. Структура пакета передачи информации. Системная информация в канале физического радиоинтерфейса. Построение сети связи, структура сети LTE и WiMax. Измерение параметров излучений, влияние среды распространения радиоволн.

20 10 10
3

Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (ЭМС).

Радиооборудование – передатчики, приемники. Основные характеристики, модели в соответствии с рекомендациями ЭМС. Типы радиоизлучений передатчиков. Современные технологии обеспечения избирательности и защита от внеполосных излучений. Характеристики и параметры радиопередающих и радиоприемных устройств влияющих на ЭМС.
Критерии электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Основные термины и определения, виды радиопомех. Основные условия обеспечения ЭМС для радиоэлектронных средств, работающих в различных диапазонах частот.
Основные методики расчетов измерений и оценки ЭМС РЭС. Электромагнитная обстановка.
Аппаратура для измерения параметров электромагнитной обстановки.

14 8 6
4

Сигналы и их спектральный анализ.

Сигналы и их спектральный анализ. Параметры и характеристики (особенности) сигналов. Зависимость между частотной и временной областями. Влияние параметров сигналов (длительность, скважность и т.д.) на спектр. Спектры основных сигналов: видеоимпульс, радиоимпульс, шум, модулированные сигналы (АМ, ОБП, ФМ, ЧМ, ИКМ, ШИМ и т.д.).
Метрологическое обеспечение анализаторов спектра (параметры и их измерения).

12 8 4
5

Системы связи.

Особенности построения радиальных и сотовых систем связи. Надежность связи. Влияние особенностей распространения радиоволн на характеристики надежности связи. Влияние радиопомех на надежность связи. Модели прогнозирования трасс (областей) распространение радиоволн с использованием цифровых карт местности.
Методика расчета зон покрытия сетей радиосвязи  и частотно-территориальное планирование сетей подвижной и фиксированной радиосвязи.

12 4 8
6

Нормативно-метрологическое регулирование.

Закон «Об обеспечении единства измерений». Подтверждение соответствия  средств связи и средств измерений. Основные положения закона «О техническом регулировании».

4 4  
7 Нижегородский областной радиотелевизионный передающий центр. Аппаратура, антенны, регламенты. 4 4  
8 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 42 30

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Автоматизация процесса проектирования антенн и устройств СВЧ в Agilent EMPRO и ADS»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Проектирование СВЧ устройств и антенн в среде Agilent EEsof EDA EMPro.      

1.1

Обзор линейки САПР Keysight EEsof (ADS, Genesys, EMPro, SystemVue, IC-CAP). 

  • Обзор основных возможностей САПР Keysight ADS.
  • Новые функции ADS 2015.01 и EMPro 2015.01 .
  • Примеры проектов, реализованных в ADS 2015.01 Моделирование геометрии.
  • Интерфейс пользователя EMPro.  
  • Последовательность процесса электромагнитного моделирования.
6 6  
1.2 Создание объектов из примитивов и экструзия двумерных объектов. Булевы операции над объектами. Расширенные операции над объектами. Создание повторяющихся объектов ( шаблонов, паттернов).Импорт и экспорт CAD файлов.Спецификация материалов.Дискретные и волновые порты и падающие волны. Граничные условия. заполнение материалом среды. Генерация сетки. 12 4 8
1.3 Методы анализа электромагнитного поля FEM, FDTD. Настройка расчета. Критерии останова. Многопоточный расчет и использование графических ускорителей. 11 3 8
1.4 Сенсоры и постпроцессорная обработка. Построение графиков. Расчет поля в ближней и дальней зоне. Получение S-параметров. Средства расширенной визуализации. 7 3 4
2 Проектирование СВЧ устройств в среде Agilent ADS, интеграция с EMPro.      
2.1 Создание и использование нового рабочего пространства. Библиотеки компонентов. Технология задания и прорисовки слоев. 8 4 4
2.2 Создание геометрии и измерение расстояний. Операции над геометрией (поворот, масштабирование, перемещение, вытягивание, отражение).
Контроль построения сетки. Генерация размещения и схемы. Видимость слоев. Создание и моделирование проводников, полосковых линий, конденсаторов, индуктивностей, корпусов микросхем.
4 2 2
2.3 Средства и инструменты моделирования СВЧ-устройств. Метод FEM. Метод моментов. 4 2 2
2.4 Средства моделирования нелинейных устройств. Метод гармонического баланса. 4 2 2
2.5 Моделирование схем. Определение частотных  и фазовых характеристик фильтров, резонаторов, делителей/сумматоров СВЧ мощности. Оптимизация и многовариантный анализ. Создание параметризованных компонентов. QFN Package в ADS. 8 4 4
2.6 Интеграция моделей  EMPro и ADS. Сквозное проектирование СВЧ приемо-передающих модулей. 6 2 4
3 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 32 40

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Волоконно-оптические линии связи»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Волоконные световоды. Принцип передачи излучения. Затухание. Дисперсия. 4 4  

2

Метод обратного рассеяния. 4 4  
3 Волоконные лазеры и усилители. 4 4  
4 Сварка оптических волокон на КСС-111. 5   5
5 Оптические кабели, оптические соединители. 4 4  
6 Оптические распределительные устройства. 4 4  
7 Оптический рефлектометр ОР-2-3. 5   5
8 Оптические переключатели, оптические ответвители и разветвители 4 4  
9 Оптические мультиплексоры и демультиплексоры, оптические вентили 4 4  
10 Инжекционная люминесценция в полупроводниках. 4 4  
11 Гетероструктуры. 4 4  
12 Конструкции п/п лазеров. Характеристики и параметры излучения. 4 4  
13 Деградация п/п лазеров. 4    
14 Фотодиоды. 4 4  
15 Структура системы передачи дискретных сообщений. Узкополосные сигналы 4 4  
16 Широкополосные шумоподобные сигналы 4 4  
17 Многоканальные и многоадресные системы передачи информации 4 4  
18 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 60 12

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Широкополосные системы передачи информации»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Основные понятия и определения теории передачи информации. 1 1  

2

Обобщенная структурная схема и основные характеристики цифровой системы передачи информации. 2 2  
3 Манипуляция радиосигнала. Передатчики цифровых сигналов. 4 1 3
4 Виды помех в канале связи. 1 1  
5 Прием цифровых сигналов. 6 3 3
6 Широкополосные системы связи. 3 3  
7 Многоканальные системы передачи информации. 2 2  
8 Многоадресные системы передачи информации. 1 1  
9 Принципы построения и функционирования систем спутниковой связи. 8 8  
10 Системы персональной подвижной спутниковой службы. 2 2  
11 Цифровые системы сотовой подвижной связи. 6 6  
12 Особенности волоконно-оптической связи. 6 4 2
13 Затухание и дисперсия в световодах. 6 4 2
14 Волоконно-оптические линии связи со спектральным уплотнением каналов. 10 10  
15 Пассивные устройства волоконно-оптических линий связи. 12 10 2
16 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 58 14