Электроэнергетика

Программы профессиональной переподготовки

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Электрооборудование и автоматизация судов»

  • Объем программы: 504 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 3 до 9 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Теоретическая основы электротехники. 48 30 18

2

Судовые электрические машины. 36 36  
3 Электрические и электронные аппараты. 36 36  
4 Электрический привод. 54 36 18
5 Основы теории регулирования. 48 30 18
6 Системы управления электромеханическими системами на судах. 48 30 18
7 Системы управления электромеханическими системами. 54 54  
8 Основы схемотехники. 36 36  
9 Технология электромонтажных работ. 36 36  
10 Основы преобразовательной техники. 36 36  
11 Комплексная механизация судов. 54 36 18

12

Выпускная аттестационная работа. 18   18

 

Итого: 504 396 108

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Оптимизация развивающихся систем электроснабжения»

  • Объем программы: 256 академических часов.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 3 до 9 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Теоретические основы электротехники. 30 8 22

2

Электрические машины. 30 8 22
3 Электрические и электронные аппараты. 30 8 22
4 Специальные вопросы электроснабжения. 24 6 18
5 Эксплуатация и монтаж электроустановок. 24 6 18
6 Электротехнологические установки. 24 6 18
7 Надежность электроэнергетических систем. 18   18
8 Энергоснабжение. 21 3 18
9 Учет энергоресурсов и энергетический мониторинг. 21 3 18
10 Экономия энергоресурсов. 21 3 18
11 Выпускная аттестационная работа. 13   13

 

Итого: 256 51 205

Программы повышения квалификации

Дополнительная профессиональная образовательная программа
«Электрические машины»

  • Длительность программы устанавливается в зависимости от начального уровня знаний слушателей и требований к получаемым компетенциям, но не менее 16 академических часов.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 1 недели до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификация.

Содержание программы

1. Бесконтактные синхронные машины. Классификация:

  • с постоянными магнитами на роторе, образующими по окружности полюса чередующейся полярности;
  • реактивные (без потока возбуждения);
  • индукторные разноимённо-полюсные и одноимённо-полюсные, с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов, а также с комбинированным возбуждением;
  • индукторнорно-реактивные;
  • индукторно-индукторные.

2. Бесконтактные синхронные машины узкого применения:

  • с магнитной асимметрией;
  • с герметизированной полостью статора;
  • линейные, высокооборотные;
  • с совмещением двух машин в общей магнитной системе;
  • с преобразованием энергии на высшей гармонике;
  • многостаторные.

3. Обмотки статора (якоря):

  • многофазные;
  • однофазные;
  • совмещённые.

4. Характеристики бесконтактных синхронных машин:

  • двигателей в частотном и шаговом приводе (статические, предельные механические, предельные динамические);
  • двигателей в замкнутом приводе (бесконтактные двигатели постоянного тока);
  • генераторные: торможение двигателем на ёмкостную нагрузку.

5. Методы анализа:

  • простейший анализ через  определение от взаимодействия ротора и одного полюса статора с катушкой обмотки;
  • моделирование работы в составе привода путём интегрирования уравнений электромеханического преобразования энергии или уравнения движения.

6. Понятие о проектировании бесконтактных синхронных машин:

  • проектирование через электромагнитные нагрузки и через соотношение моментов инерции двигателя и привода.

7. Общее сравнение бесконтактных синхронных машин различного типа:

  • с малым и большим числом фаз обмотки;
  • с постоянными магнитами и без постоянных магнитов, по удельному моменту, диапазону частот, плавности движения.

8. Материалы применяемые в специальных электродвигателях и их характеристики:

  • магнитотвёрдые материалы постоянных магнитов: ферриты, сплавы РЗМ на основе Sm и Nd, их преимущества и недостатки;
  • магнитомягкие материалы: электротехнические материалы, конструкционные и легированные стали;
  • обмоточные провода высоких классов нагревостойкости.

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Теория автоматического управления»

  • Объем программы: 18 академических часов.
  • Форма обучения: очная
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 1 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Введение. 1 1  

2

Математическое описание САР, понятие передаточной функции. 1 1  
3 Характеристики типовых динамических звеньев. 2 1 1
4 Уравнения и передаточные функции основных элементов САР. 2 1 1
5 Уравнения и передаточные функции замкнутых систем. 2 1 1
6 Оценка устойчивости замкнутых САР  . 2 1 1
7 Оценки качества САУ. 2 1 1
8 Методы синтеза корректирующих устройств. 2 1 1
9 Нелинейные САУ.  2 1 1
10 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 18 9 9

Дополнительная профессиональная образовательная программа
«Системы управления электроприводом переменного тока»

  • Длительность программы устанавливается в зависимости от начального уровня знаний слушателей и требований к получаемым компетенциям, но не менее 16 академических часов.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 1 недели до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификация.

Содержание программы

  1.  АЭП с частотно параметрическим и с частотно-токовым (скалярным) регулированием скорости.
  2. АЭП с векторным управлением.
  3. Понятие обобщенной электрической машины (ОЭМ).
  4. Линейные преобразования для статорной и роторной цепи.
  5. Уравнения электрического равновесия при разных скоростях вращения координатных осей.
  6.  Фазные преобразования переменных. Формулы прямого и обратного преобразования.
  7.  Обобщенный вектор, его свойства.
  8. Принцип ориентирования по полю асинхронного двигателя при частотном управлении Структурная схема системы АЭП  «TRANSVECTOR».
  9. Функциональная схема современного транзисторного АЭП.
  10. Симметричная  и векторная ШИМ модуляция в транзисторных преобразователях частоты.
  11. Выпускная аттестационная работа.

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Повышение энергоэффективности»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Методология энергетического обследования, паспортизация.

  • Нормативно-правовая база по энергоаудиту и энергосбережению.
  • Методология энергетического обследования.
  • Структура отчета по энергетическому обследованию.
  • Оптимизация систем энергоснабжения и энергопотребления.
  • Энергетический паспорт объекта энергопотребления.
32 18 14

2

 Нормирование потерь энергоносителей. 7   7
3

Программное обеспечение, методы инструментального обследования.

  • Программно-методический комплекс для обеспечения проведения энергетического обследования.
  • Вопросы экологии при проведении энергетического обследования.
10 6 4
4

Экономический анализ.

  • Технико-экономическое обоснование и бизнес-планирование.
  • Общие положения инвестиционного проектирования.
  • Тарифы на электрическую и тепловую энергию.
21 11 10
5 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 35 37

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Электрооборудование и автоматика»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.
№  Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

1

Теоретические основы электротехники. Электрические машины. 12 8 4

2

Электрические и электронные аппараты. Основы силовой  электроники  и информационной схемотехники. 12 8 4
3 Электрический привод. Системы автоматического управления электромеханическими системами. 12 8 4
4 Основы теории регулирования. Промышленные контроллеры и современные средства автоматизации. 12 8 4
5 Электрооборудование  автомобилей. 22 16 6
6 Итоговая аттестация. 2   2
  Итого: 72 48 24

Дополнительная профессиональная образовательная программа
«Моделирование электромеханических систем»

  • Длительность программы устанавливается в зависимости от начального уровня знаний слушателей и требований к получаемым компетенциям, но не менее 16 академических часов.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 1 недели до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификация.

1. Понятия и классификация математического моделирования.

2. Математические модели объектов электрооборудования.
2.1 Математические модели электрических машин  

  • Математическая модель машины переменного тока на основе преобразования Парка-Горева.
  • Математическая модель синхронного двигателя.
  • Математическая модель синхронного генератора.
  • Математическая модель синхронного двигателя с постоянными магнитами.
  • Математические модели трансформаторов.

2.2. Математические модели силовых электронных преобразователей.
2.3 Математические модели элементов и систем управления.

3. Алгоритмы анализа технико-экономических показателей систем  электрооборудования на основе математического моделирования.
3.1. Анализ нагрева силовых полупроводниковых приборов в квазиустановившихся и переходных процессах.
3.2. Анализ энергетических показателей автоматизированного электропривода.

4. Практика моделирования в среде Matlab-Simulink.
4.1. Анализ электромеханических свойств асинхронных двигателей.
4.2. Воспроизведение переходных процессов в силовых электронных преобразователях (из библиотеки SimPowerSystems).
4.3. Анализ энергетических показателей электроприводов.

Учебный план
дополнительной профессиональной образовательной программы «Основы электротехники и электрических машин»

  • Объем программы: 72 академических часа.
  • Форма обучения: очная.
  • Минимальный уровень образования для слушателей: среднее профессиональное.
  • Срок освоения программы: от 2 недель до 2 месяцев (по согласованию с обучающимися).
  • После успешной сдачи итоговой аттестации выдается удостоверение о повышении квалификации.

Наименование разделов

Всего, ак.ч.

Лекции, ак.ч.

Практика, ак.ч.

Лаб. работа, ак.ч

1

Однофазные цепи и их анализ. 11 8 1 2

1.1

Электрические цепи постоянного тока.
 Основные понятия и обозначения электрических величин и элементов цепей. Источники и приемники электрической энергии. Схемы замещения электротехнических устройств. Элементы схем замещения, их свойства и характеристики. Топологические понятия теории электрических цепей. Классификация цепей: линейные и нелинейные ,неразветвленные и разветвленные, с одним и несколькими источниками энергии.
4 4    
1.2 Методы расчета электрических цепей.
Методы анализа и расчета линейных электрических цепей постоянного тока. Анализ и расчет неразветвленных и разветвленных электрических цепей с одним или несколькими источниками энергии. Метод непосредственного применения законов Кирхгофа, метод двух узлов.
7 4 1 2
2 Электрические цепи переменного тока. 14 10 2 2
2.1 Однофазные цепи и их анализ.
Эквивалентные схемы и их элементы R, L, C. Способы представления синусоидальных электрических величин. Векторные диаграммы. Мгновенное, среднее и действующее значения синусоидального тока и напряжения. Расчет цепей переменного тока. Измерение электрических величин.
7 6 1  
2.2 Резонансные режимы работы электрических цепей. 
Анализ цепей с последовательным и параллельным соединениями элементов. Мощность в цепях переменного тока (мгновенная, активная, реактивная, полная). Коэффициент мощности и его технико - экономическое значение. Баланс мощности в цепях синусоидального тока.
7 4 1 2
3 Трехфазные цепи.
Элементы трехфазных цепей. Способы соединения фаз трехфазного источника и приемников энергии. Трех и четырехпроводные  схемы. Соединение  приемников звездой и треугольником, особенности их расчета при симметричной и несимметричной нагрузках. Назначение нейтрального провода.
Мощность трехфазной цепи. Определение активной, реактивной и полной мощностей при симметричной и несимметричной нагрузках. Измерение  трехфазной мощности. Фазоуказатель.
7 4 1 2
4 Электрические машины. 38 30 4 4
4.1 Трансформатор.
Область применения трансформаторов. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора. 
 Анализ электромагнитных процессов в трансформаторе, схема замещения. Потери энергии в трансформаторе. Внешние характеристики. Паспортные данные трансформатора и расчет по ним номинального тока, тока короткого замыкания и изменения вторичного напряжения.  Устройство, принцип действия и область применения трехфазного трансформатора.  Устройство, принцип действия и область применения автотрансформатора.
16 12 2 2
4.2 Машины постоянного тока.
Принцип работы и устройство двигателей последовательного, параллельного и смешанного возбуждения. Основные характеристики и способы регулирования частоты вращения. Генератор независимого возбуждения.
9 8 1  
4.3 Машины переменного тока.
Принцип работы и устройство асинхронного двигателя. Основные характеристики и способы регулирования частоты вращения. Асинхронный генератор. Принцип работы и устройство синхронной машины. Основные характеристики и режимы работы. Синхронный компенсатор.
13 10 1 2

5

Итоговая аттестация. 2   2  

 

Итого:

72 52 10 10